Регионы РФ перестраивают механизмы социально-экономического развития из-за санкций

Санкции становятся поводом для пересмотра программ развития национальной экономики за счет участия регионов. ФБА «Экономика сегодня» рассказывает, как губернаторы могут добиться реальных результатов через взаимопомощь, обмен практиками и привлечение бизнес-гигантов.

<br />
                    Регионы РФ перестраивают механизмы социально-экономического развития из-за санкций<br />

После распада СССР началась дифференциация субъектов по уровню развития производств, благосостоянию населения и другим аспектам. В результате этого субъекты впали в экономическую зависимость от общероссийской «копилки».

В настоящее время российские регионы живут за счет дотаций и трансферов из государственного бюджета, напомнила доктор социологических наук и директор Института региональных и международных исследований Валентина Комлева. Такой алгоритм схож с региональной политикой Европейского союза, где в основу положены государственные инвестиции и финансирование из европейского фонда.

Господдержкой единой

В России на практике все обстоит иначе: поскольку регионы не так давно получили право самостоятельно распоряжаться бюджетом для внедрения тех или иных социально-экономических практик, результат не всегда удовлетворяет ожидания властей. Проблема в том, что региональные управленцы не только не всегда мудро распределяют финансовые ресурсы, но и не берут паузу для анализа проделанной работы.

<br />
                    Регионы РФ перестраивают механизмы социально-экономического развития из-за санкций<br />

Попытки создать импульс развития зачастую остаются безрезультатными из-за спешности и желания губернаторов продемонстрировать вовлеченность в процесс. Эксперты связывают это с необходимостью соответствовать критериям эффективности работы глав регионов, действующим в РФ с 2018 года.

Снизить уровень конкуренции между регионами и повысить результативность, по мнению экономиста и экономико-географа, директора Центра региональной политики РАНХиГС при Президенте РФ Владимира Климанова, позволит развитие горизонтальных связей.

«Регионы оказываются в сложной ситуации в 2022 году, поскольку санкции и другие экономические факторы способствуют кризису. Для предотвращения негативных последствий нужно проводить мероприятия антикризисного характера, направленные на поддержку бизнеса и уязвимых групп населения», – пояснил он.

Поможет в этом обмен опытом, практиками, решениями задач, уверен эксперт. Горизонтальное взаимодействие важно, так как не существует единого инструмента, который, например, из федерального центра можно эффективно распространить на все субъекты. Россия отличается от других стран разнообразием регионов, поэтому принятие децентрализованных решений, поиск индивидуальных особенностей субъектов при решении сложных социально-экономических вопросов становятся объективной реальностью.

«Сейчас следует внимательнее подходить к возможности сбора инициатив «с низов» и проверять все механизмы на работоспособность, чтобы впоследствии использовать только рабочие. Потенциал межрегионального взаимодействия в текущих условиях становится наиболее востребованным – в 2020 году были сформулированы законодательные основы, в том числе по финансовой помощи одного региона другому», – сказал Климанов.

Благодаря этому субъекты могут активно применять инструмент межбюджетных трансфертов целевого характера и бюджетных кредитов. Такая практика активно применялась Москвой, которая по разным каналам оказывала финансовую поддержку некоторым регионам страны, и другими субъектами.

<br />
                    Регионы РФ перестраивают механизмы социально-экономического развития из-за санкций<br />

Например, в 2020 году Тюменская область субсидировала Курганской 450 млн рублей бюджетных средств на строительство новых очистных сооружений и реконструкцию канализации для снижения объема вредных веществ в стоках в реку Тобол. Томская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа вложились в строительство моста через реку Вах — основного объекта Северного широтного коридора.

Потенциал таких решений гораздо больше, чем у тех, что использовались ранее. К тому же, с недавних пор Государственный совет РФ получил конституционно закрепленный статус, благодаря чему действующие комиссии внутри органа стали хорошей площадкой для сбора и обмена опытом, в том числе по решению экономических вопросов, дополнил эксперт.

Обмен опытом и переезды бизнес-гигантов

Взаимодействие региональных властей или предприятий сегодня происходит в том числе и за счет разработки Агентства стратегических инициатив (АСИ) в виде цифровой платформы «Смартека». Там субъекты Федерации могут обмениваться практиками, представлять успешные кейсы социально-экономического развития и брать на вооружение опыт других регионов. При внедрении успешных практик командам регионов-реципиентов помогают наставники или регионы-доноры, а также эксперты и сотрудники агентства.

Иным относительно новым способом поддержать регионы стало участие бизнеса и государственных корпораций. В качестве примера можно привести переезд «дочек» ПАО «Газпром», в том числе участников консолидированной группы налогоплательщиков «Газпрома» (КГН), из Москвы в Санкт-Петербург. Совокупный вклад энергетической компании в бюджет Северной столицы при этом составил приблизительно 150 млрд рублей.

<br />
                    Регионы РФ перестраивают механизмы социально-экономического развития из-за санкций<br />

При существующей политико-экономической системе есть объективные причины централизации принятия решений и сосредоточения управленческих функций в Москве и административных центрах субъектов Федерации.

«Из-за этого нельзя ожидать, что только рыночные факторы вытолкнут некоторые крупные предприятия или штаб-квартиры компаний из центров принятий решений на периферийные территории. Изменить это можно за счет разумного сочетания рыночных и административных инструментов, в частности, в отношении компаний с государственным участием», – заверил Владимир Климанов.

Инвестиции – двигатель прогресса

За последние несколько лет в стране применялось множество инструментов повышения инвестиционной привлекательности региона, однако многие из них потеряли актуальность. К таковым можно отнести запущенные ранее территории опережающего развития (ТОР) или территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), которые являются разновидностью свободных экономических зон (СЭЗ).

<br />
                    Регионы РФ перестраивают механизмы социально-экономического развития из-за санкций<br />

Практика показывает, что основой привлечения отечественных и иностранных инвестиций стали особые экономические зоны (ОЭЗ), на которых действует льготный режим предпринимательской деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны.

<br />
                    Регионы РФ перестраивают механизмы социально-экономического развития из-за санкций<br />

Обычно ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.

<br />
                    Регионы РФ перестраивают механизмы социально-экономического развития из-за санкций<br />

Количество ОЭЗ планомерно увеличивалось с 2005 по 2016 год, однако это не давало положительных результатов: многие территории показывали низкий или отрицательный уровень эффективности. Поэтому с 2017 года Правительство РФ оптимизировало ОЭЗ, сосредоточившись на качестве свободных экономических зон, и заключило соглашения по передаче полномочий по управлению ОЭЗ органам исполнительной власти субъектов РФ от Минэкономразвития.

<br />
                    Регионы РФ перестраивают механизмы социально-экономического развития из-за санкций<br />

В феврале 2022 года правительство поддержало законопроект о сужении перечня типов ОЭЗ, объединив технико-внедренческие и промышленно-производственные зоны для упрощения получения статуса резидента. Теперь ОЭЗ могут стать еще выгоднее и привлекательнее для инвесторов, что повлияет на приток инвестиций в национальную экономику.

«В России реализовано достаточное количество программ, направленных на региональное развитие, предоставление привилегий предпринимателям и комфортное развитие бизнеса. Но до тех пор, пока губернаторы, располагающие штатом с профильными министрами, не приложат достаточных усилий именно для развития субъекта, а не только для возведения новой инфраструктуры, заметного сдвига не будет», – подчеркнул кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев.

Инвестиции в предприятия или обустройство территорий должны стать частью экономического комплекса, работающего на благо всего региона. Чаще всего губернаторы останавливаются на строительстве отдельных объектов и не курируют дальнейшие процессы, которые могли бы способствовать развитию многих отраслей.

«Именно о таком подходе говорил и премьер-министр Михаил Мишустин, указавший главам регионов на важность взаимодействия, способного запустить живой механизм. Политик даже призывал губернаторов обращаться за помощью к коллегам, к региональным или центральным институтам для изучения действенных практик», – отметил собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Комплексный подход способен заставить уже существующие механизмы действовать максимально эффективно и повысить уровень привлечения инвестиций, способствующих развитию экономики, технологическому прогрессу, повышению квалификации кадров, обмену информацией и другим факторам, улучшающим социально-экономическую жизнь государства.

<br />
                    Регионы РФ перестраивают механизмы социально-экономического развития из-за санкций<br />

Лидерами по объемам инвестиций в ОЭЗ являются европейские страны, в том числе Нидерланды, Кипр, Германия, а также Соединенные Штаты Америки, Турция и Япония. Но как перестроится финансовый поток на российских территориях, учитывая санкционные условия, предугадать сложно. Поэтому регионам остается уповать только на профессионализм губернаторов, которым пора озаботиться достижением долгосрочных целей с расчетом на перспективное развитие.

<br />
                    Регионы РФ перестраивают механизмы социально-экономического развития из-за санкций<br />

Александра Мельник

инвестиции

тор

тосэр

оэз

развитие регионов

Источник: rueconomics.ru

Добавить комментарий

Следующая запись

Минпромторг предложил отказаться от кассовых чеков

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе Читать iz.ru в Минпромторг выступил с идеей снять с торговли обязательство выдавать бумажные кассовые чеки. Замглавы ведомства Виктор Евтухов обратился с таким предложением в ФНС. «Известия» ознакомились с его письмом, датированным 29 марта. Как нововведение отразится на развитии сервисов «наличные с покупкой» и «электронные чаевые» В министерстве […]